В неоднозначной ситуации каждый склонен наблюдать за действиями других, что, в свою очередь, приводит к появлению такого феномена, как «плюралистическое невежество».
Когда рядом есть несколько потенциальных помощников, личная ответственность каждого индивида снижается:
- «Возможно, кто‑то другой поможет или позвонит в полицию; наверное, кто‑то уже это сделал». Так как все думают, что кто‑то поможет или уже помог, никто не помогает.
Очень часто критическое положение не производит впечатления явно критического.
- Человек, лежащий на дороге, – кто он, жертва сердечного приступа или горький пьяница?
- Громкие звуки – это уличные выстрелы или выхлопы грузовика?
- Шум у соседней двери – это бандитский налет, требующей вызова полиции, или чересчур громкая супружеская ссора, вмешательство в которую не всегда уместно? Что происходит?
В подобных неопределенных случаях вполне естественно посмотреть на действия других, чтобы понять, в чем дело. По реакции других свидетелей мы можем узнать, насколько критична эта ситуация. Но можно легко забыть о том, что все остальные свидетели события, скорее всего, тоже ищут социальное доказательство. И раз все мы предпочитаем казаться уверенными и хладнокровными, мы ищем это доказательство спокойно, бросая исподтишка взгляды на тех, кто нас окружает. Поэтому все будут казаться друг другу невозмутимыми и бездействующими. В результате в соответствии с принципом социального доказательства событие будет истолковано как некритическое. Это и есть проявление плюралистического невежества, «когда каждый человек решает, что, поскольку никто не обеспокоен, значит, не происходит ничего чрезвычайного».
В экстремальной ситуации шансов на спасение у жертвы будет больше, скорее всего, тогда, когда рядом окажется кто‑то один, а не толпа.
Феномен плюралистического невежества особенно ярко проявляется среди незнакомцев: на публике нам нравится выглядеть хладнокровными и умудренными опытом. К тому же, если мы незнакомы с реакциями посторонних людей, мы вряд ли покажем свои эмоции или сумеем распознать выражение озабоченности на лицах группы незнакомцев. Поэтому критическое положение представляется некритическим и жертва не получает помощи.